- Главная »
- Экспедиции »
- Сунтар-Хайят, Якутия
Сунтар-Хайят, Якутия
Якутия – это не только самый большой регион России, это еще и диагноз. Определяется он легко:
- Вас постоянно тянет не на теплое море, а на север.
- Вы легко выговариваете: "Манньыаттаах", Вам не кажется смешным название банка "Таатта", и, даже не зная английского, Вы в курсе, что Даймонд - это алмаз.
- Вас не удивляют люди, снующие с паяльной лампой под машиной, в непосредственной близости от бензобака.
- Когда Вам хочется пить, Вы идете с кружкой к ближайшему водоему или даже луже.
- Вы знаете, зачем в лесу стоят пирамидками связанные вверху по 3 штуки спиленные деревья.
- Вы навскидку можете отличить все разновидности сиговых рыб, практически одинаковых с виду.
3 сентября 2010 года Боинг уносил из Москвы на восток 8 человек. Одни летели в Якутию во второй раз, другие – впервые. Но диагноз у всех был тот самый…
Состав экспедиции РР:
Шурик, Макс – Санкт-Петербург, Афанасьевич(IVA) – Москва, Сергей - Москва-Усть Нера, Владимир (VVZ) – Кумертау, Константин (Kish) – Днепропетровск, Дмитрий (Dmitriy) и Вячеслав – Тула, Спиридон и Филипп - Якутск.
2 сентября 2010 года 22 часа 36 минут. До отлета два с половиной часа, последние напутствия Палыча Косте (Kish).
Перелет, как перелет – 6 часовых поясов и мы в Якутске. Посадка в самый распространенный на федеральной трассе «Колыма» (Якутск-Магадан) вид транспорта – УАЗ 452 («буханка») и в путь! К первой переправе через Лену до поселка Нижний Бестях.
Лена, самая крупная из российских рек. Название, кстати, не имеет ничего общего с женским именем, произошло от эвенского названия реки «Елю Эне», в переводе с эвенкского – Большая река.
Мостов через реку нет, только паромная переправа. Паром прибывает к противоположному берегу через полтора часа, в дороге успеваем перекусить и прочитать журнал со статьей Спиридона о нашей экспедиции на Сейшельские острова.
По дороге нашли брошенного кем-то щенка, который был благополучно пристроен в хорошие руки на пароме. С животными нам в этой поездке явно везло, но об этом немного позже.
На рассвете следующего дня добрались до второй переправы через Алдан.
В ожидании парома расчехлили спиннинги, но, увы, щедрый в прошлом году Алдан рыбу не отдал. Алдан – правый приток Лены, поэтому наиболее вероятным считается этимология названия реки, связывающая Алдан с эвенкийским Олдон и эвенским Олдан, что означает «боковой, сбоку текущий».
В предгорьях Сунтар-Хаята свою красоту нам стала показывать осень.
Горы встретили нас пасмурной погодой и красивейшим водопадом на черном прижиме.
Путь до точки пересадки на гусеничный БТР не близкий – более 12 часов, так что без остановок не обошлось. Остановка на пятачке отдыха. Слева направо: IVA, Dmitry_, Kish, Шурик и VVZ.
К вечеру 4 сентября мы достигли промежуточной цели, метеостанции «Восточная». Здесь мы, наконец-то, разбили палатку и разожгли костер в предвкушении поездки в высокогорье на гусеничном БТР. Нас встретил Паша – одноклассник Спиридона - и «порадовал» известием, что БМП, который он должен был предоставить нам для дальнейшей поездки, заглох где-то в горах. Как промежуточный вариант он предложил нам поездку на ГАЗ-66 в сторону БТР с остановкой на небольшом высокогорном озере, в котором водятся мальма и хариус. А БТР придет за нами через 2 дня. Вариант вполне устроил, мы спокойно переночевали, на следующий день погрузились в кузов ГАЗ-66 и отправились в неизвестность.
Дорога шла по распадку в горном хребте, по заросшему мхом болоту, а местами прямо по руслу реки.
Через несколько часов мы расположились лагерем на живописном берегу небольшого безымянного озера у подножия пика Пепел.
Озеро, красный мох, осенний лес, заснеженные вершины, полное безветрие. Красота…
Никто и не догадывался, что это был последний день осени.
Мало того, никто не догадывался, что означала туманная фраза о том, что у БТР (дальше танк) разрядился аккумулятор. В беседе с Пашей перед его отъездом за танком выяснилось, что у танка нет генератора. Не то, что ремня нет, или ремень лопнул, просто нет генератора и все! Наши все задумались. Вот это продвинутый танк! Не иначе как на подпитке из космоса катается. Все наши потуги выяснить, где у танка генератор, разбились об его броню. Нет генератора, и все! Аккумулятор есть. Но маленький и его надо все время заряжать от стороннего генератора.
Нам танка так не показали. Вернее, показали, но намного позже и, наверное, другой. Для поездок он был уже не нужен (могли не успеть вернуться к самолету), поэтому использовали его только как декорацию для фото.
Его водитель не глушил свой танк всю ночь, оглашая окрестности оглушительным ревом. Если мотор танка заглушить, он уже никогда не заведется. Но вернемся к нашей стоянке у горы Пепел.
Утро 6 сентября принесло нам «приятную» неожиданность: проснулись мы уже зимой. Оймяконье напоминало о себе, резко упала температура, пошел снег.
Снег шел целый день, к вечеру навалило по колено.
Переход из лета в осень, а потом из осени в зиму в течение нескольких дней – незабываемое впечатление. Угадайте, что мы сделали первым же делом? Конечно же, слепили снежную бабу! К делу подошли творчески и баба удалась.
Не забыли и про рыбалку, на следующий день снегопад прекратился и мы отправились на озеро. Рыба в озере ловилась, но очень слабо, может перепад погоды сказался, а возможно и размер озера. 300 на 200 метров - не так много для большого количества рыбы.
Размерами мальма и хариус тоже не впечатляли, но без ухи и свежей икры мы не остались.
На текущей в распадке реке прошли со спиннингом несколько километров, рыбы так и не нашли, река как будто вся вымерла, но красоты природы не давали нам возможности предаваться унынию.
На соседнем озере, прозванном «Щучьим», наловили щук,
и Костя начал колдовать над ухой. А поскольку Костя из Днепропетровска, значит и уха будет по-украински. То есть с салом! Но настоящих рыбаков ничем не удивишь. И не такое съедим!
Кроме сала, к нашему удивлению, рыба в ухе тоже была:
Воздадим должное, уха получилась – объеденье!
Смущало только одно, поехавший за танком Паша на спутниковую связь так и не вышел. Номер его спутникового телефона мы не взяли, потому что его никто не знал, в том числе и он сам, телефон у Паши был служебный.
Танк теоретически должен был приехать за нами 7 сентября. Однако накануне вместо танка в наш лагерь пришел оленевод с двумя оленями. Оленевод был почти околевший от холода и сразу же потребовал для согрева водку. Выпив примерно полбутылки, он смог разговаривать. Оленевода звали обычным эвенкским именем Иван Иванов. Обычное, потому что во времена СССР все местные имена, так же как и язык, были под запретом.
Он нам много чего рассказал. Сначала рассказал про название реки, на которой мы стояли. По местному она называлась «Ясаньдья», что переводится как «Приехали!». Название пошло с тех времен, когда из Якутска в Магадан шли первые экспедиции и караваны. Если идти по соседнему распадку, в котором протекает река Сунтар, то караваны, перевалив через водораздел, попадали в бассейн реки Ульбеи и далее в Магадан, а если этим распадком, то через 80км упирались в отроги самой большой горы хребта – Мус-хая. Оттого и пошло название реки «Приехали!». Очень актуальным и для нас оказалось это имя реки.
Потом рассказал о рыбе в реке. Рыба, после того, как первый мороз прибивает всех насекомых, из этих мест уходит туда, где еще есть для нее пища. Часть в озера в верховьях реки, другая часть скатывается в низовья. Поэтому рыбы в реке нет, и в соседних реках тоже не будет. Потом он обрадовал нас своим мнением, что танк вообще за нами не приедет и надо идти в олень-стадо. Понять, чем вызвано такое его мнение, мы не смогли, но решили довериться интуиции оленевода. Олень-стадо по его словам было недалеко – в 8 км выше по реке, 2 часа неторопливого ходу.
Потом он предложил нам сфотографироваться с его оленем, которого звали обычным эвенкским именем Эуогыый. На имена оленей советская власть не распространялась. Правильно выговорить имя оленя мы не смогли, а вот сфотографироваться с ним получилось. Олень оказался вполне понятливым и смирным.
Те, кто поменьше весом, смогли сняться даже верхом. Высоким и тяжелым на оленях лучше не ездить, можно сломать хребет этому милому и послушному животному.
В конце концов, оленевод «накушался» до такой степени, что стал пурпурным на лицо, окончательно забыл русский язык и его срочно отправили в палатку отсыпаться. Перед этим, правда, уговорили на фотосессию с подаренными ему зенитовскими шарфом и шапкой.
Отоспавшись и сообразив, что ему больше не наливают, оленевод направился по своим делам.
Ночь на 8-е сентября ошеломила всех своим небом. Создалось впечатление, что звезды обоих полушарий собрались на этом участке небосвода, чтобы привести нас в восторг своим загадочным светом.
Сам день принес отличную солнечную погоду: стало видно и озеро, и окружающие горы.
Не увидели мы только никаких танков, которые должны были отвезти нас на рыбные места. На связь с нами никто так и не вышел. Позвонив друзьям в Усть-Неру, мы узнали, что дорогу к нашему лагерю вообще никто не знает и забрать нас отсюда смогут только вертолетом. Эвакуироваться вертолетом совершенно не хотелось, т.к. вертолет доставил бы нас прямо в Якутск, что означало бы конец нашему путешествию. Поэтому было решено попытаться дойти до олень-стада, о котором рассказал оленевод, и попробовать выяснить, что случилось с танком или попытаться выйти с Пашей на связь по радиостанции, которая есть в каждом олень-стаде.
Пошли Dmitriy и Спиридон. По дороге прошли через два болота, много раз переходили реку вброд, залезали на высокие скалы. Мораль – не верьте оленеводам в плане расстояний и времени. Обещанные 2 часа прогулочным шагом подразумевались оленеводом наверно верхом на олене, причем галопом. Позже мы узнали, что с названием реки оленевод нас тоже обманул, Спиридон уточнил в Якутском университете по поводу названия "Ясандьа" - произошло от "Большой обрыв", никакого слова "приехали" тут нет. Пройдя с утра до обеда более 17 километров по пересеченной местности, приняли решение вернуться назад. Если идти дальше, был риск не вернуться засветло. Не считая шикарных фото природы, поход был впустую, да и устали мы изрядно.
Распадок, 11 км от лагеря. Впереди пятикилометровое болото.
Через 6 часов пути. Впереди по распадку лес до горизонта. Никаких признаков олень-стада.
Пейзажи по дороге:
Наступило следующее утро, а обещанный танк так и не появился. Тогда за дело нашего вызволения из нечаянного плена взялся Сергей Курильный. Он более 30 лет проработал летчиком в Якутии и связи у него в этих краях самые обширные.
Звонок по спутниковому телефону сразу привел к результату. Договорились, что Сергей и Слава пройдут пешком путь от места стоянки до трассы и будут оставлять по пути знаки, отмечающие относительно нормальную дорогу и броды на реке, проходимые для машины. Утром так и сделали. В конце концов, расставив необходимые метки, ребята вышли на колымскую трассу на точку встречи. Навстречу им из Неры вышел грузовик, прошедший до точки встречи почти 400 километров. По оставленным меткам Газ-66 с трудом, но смог добраться до нашего лагеря.
А это и есть наши спасители, ребята из Усть-Неры Андрей и Георгий, бригада МЧС, как мы их потом и называли.
К вечеру нас эвакуировали, и через несколько часов новый состав стал лагерем на реке Сунтар. За ужином не обошлось без благодарственных тостов в честь наших спасателей.
В том месте, где мы остановились, Сунтар прорубил в горной гряде глубокое ущелье, берега реки скалистые и крутые, река изобилует перекатами и большими перепадами глубин. Снега тут, похоже, не было вообще, днем температура поднималась до 10-12 градусов.
Рыба отказывалась клевать, с трудом наскребли на уху. Хариус и сиг-валек детского размера, вот и все что мы увидели на этой реке, правда почти вся рыба была с икрой.
В поисках рыбы совершили вылазку на протекающую рядом в 20 километрах реку Тирях-Юрях. Погода установилась просто летняя – солнце прогрело почти до 20 градусов. Чем мы и воспользовались, раздевшись и подставив солнцу свои измученные тяжелой одеждой тела.
Рыбой речка особо не порадовала, зато в ближайших зарослях бегали зайцы, причем можно сказать табунами. Один из них был приватизирован на суп. Под суп из зайца достали припасенную бутылку коньячка и свежевыловленного хариуса с икрой.
Икру чуть подсолили, хариуса съели сырым, присыпая солью, вкус потрясающий!
На следующий день переехали на расположенное неподалеку озеро Хороту, поняли, что на реках в это время года делать нечего. Хороту не считается рыбным озером, хотя рыбы там немало, но, в связи с размерами и глубинами озера, ловить ее проблематично. Основное преимущество озера только в том, что туда можно доехать даже на «буханке». Но нам повезло – на клев мы не жаловались, охотники тоже нашли себе занятие.
Сделали вылазку на соседнее озеро. Встретившиеся нам местные рыбаки рассказали, что на озере они ловили щук приличного размера, правда, ловили сетями. Озеро, точнее каскад из двух озер, еле нашли, оно спряталось в низине между двух небольших горных хребтов. Щука там была, в очень большом количестве, но такого размера, что ее даже фотографировать не стали, всю рыбу отпустили на вырост. В итоге поймали по несколько десятков щурят и объелись брусники.
Но всему на свете приходит конец, пришла и нам пора возвращаться в цивилизацию. Прощальный костер, сожаления, что так быстро закончилась экспедиция и надежда на то, что когда-нибудь мы обязательно сюда приедем хотя бы еще раз.
Утром 14 сентября, загрузившись в «буханки», отправляемся в Якутск. На границе Оймяконского и Томпонского районов бурундук пожелал нам счастливого пути.
В Якутске у нас было 2 дня до вылета, и мы поселились в гостинице «Онтарио», расположенной на окраине города в санаторном комплексе, прямо в лесу.
Отмывшись и отоспавшись, отправились на осмотр Якутска. Градоякутский Преображенский собор.
Памятник основателям Якутска – отряду казаков Петра Бекетова.
На ужин нас пригласили в Этнографический Комплекс Чочур-муран. Место поразило своей красотой и кухней. Некоторые из блюд, предлагаемых рестораном: салат «Юкагирка» (Чир подледный, голец арктический, соль, перец черный), Белорыбица по-старогородски, Оленина по-Томпонски, Строганина из нельмы. В комплексе собрано множество охотничьих и рыболовных трофеев, старинного оружия и утвари. На стенах фото и чучела с рыбалки и охоты, автографы знаменитостей и простых гостей комплекса.
У ресторана в вольерах живут хаски, местные ездовые собаки.
Самый настоящий шаман.
Мы покидали Якутию, переполненные впечатлениями. Теперь никогда не забыть красоты мест, в которых мы побывали, незабываемые ощущения свободы, огромных пространств и такого яркого, до отказа забитого звездами неба!
Сюда хочется вернуться. Наверное, потому, что остались еще в России места, не загаженые человеком, места, где можно пить воду из любой лужи, заваривать снег в чайнике, ходить по берегу с удочкой, не пиная ногами бутылки и консервные банки, есть сырой пойманную рыбу.
Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес".
- Главная »
- Экспедиции »
- Сунтар-Хайят, Якутия